+7 (495) 334-43-19
+7 (495) 334-42-49

Наши консультации

Вопрос: Наша организация выиграла в суде спор с контрагентом, не выполнившим своевременно обязательства по возврату денежных средств, полученных по договору займа. Подлежат ли начислению в бухгалтерском и налоговом учете проценты по договору займа после вынесения решения суда? Следует ли отразить в учете сумму пеней, присужденных нам при рассмотрении данного спора, сразу после принятия решения судом, или следует дождаться возврата суммы займа?

Ответ: В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999г. № 32н (далее - ПБУ 9/99) доходы от предоставления организациям денежных средств во временное пользование относятся к прочим поступлениям, если такой вид деятельности не является для организации основным. На основании пункта 16 ПБУ 9/99 прочие поступления признаются в бухгалтерском учете, в части процентов за предоставление в пользование денежных средств организации в порядке, аналогичном предусмотренным пунктом 12 ПБУ 9/99, а именно:

  • а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • б) сумма выручки может быть определена;
  • в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

При этом для целей бухгалтерского учета проценты за предоставление в пользование денежных средств начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора.

Согласно пункту 6 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным доходам относится доход в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. При этом для целей налогообложения прибыли под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Порядок налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен статьей 328 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 323 НК РФ налогоплательщик, определяющий доходы по методу начисления, определяет сумму дохода, полученного либо подлежащего получению в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов сумму процентов, причитающуюся к получению на конец месяца.

Таким образом, в соответствии с положениями главы 25 Кодекса, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов. В соответствии с пунктом 1 статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случае, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа. Период, в течение которого на сумму долга начисляются и выплачиваются проценты, начинается со дня, когда заемные средства должны были быть возвращены, и заканчивается днем фактического возврата. Если взыскание указанных процентов производится по решению суда (как в Вашем случае), то они должны быть начислены и за время со дня вынесения судом соответствующего решения по день его фактического исполнения. Конкретная же сумма, которую составят взимаемые проценты, должна определяться на день, когда фактически производится исполнение решения суда.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н штрафы, пени и неустойки за нарушение условий договоров являются для целей бухгалтерского учета прочими поступлениями. Согласно п. 16 ПБУ 9/99 неустойки признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.

В соответствии со ст. 271 НК РФ, для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль, доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба), датой получения дохода считается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда. В соответствии со ст. 209 гражданского процессуального Кодекса РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для апелляционного обжалования установлен ГПК РФ как месяц со дня принятия решения суда. Таким образом, для целей налогообложения следует знать, была ли подана апелляция на решение суда, если нет – то признание дохода в виде пени следует отразить в налоговом учете по истечении календарного месяца с даты вынесения судебного решения.  

Вопрос: За какие периоды можно осуществлять возмещение процентов по кредитам на приобретение и (или) строительство жилья, уплаченных сотрудниками, применяя льготный порядок налогообложения таких выплат?

Ответ: Исходя, из буквального прочтения нормы Налогового Кодекса следует, что рассмотренный порядок налогообложения распространяется на любые возмещенные работнику с 1 января 2009 г. проценты по жилищным кредитам (займам), уплаченные им после 1 января 2009 года.

Вопрос:В момент учреждения ООО одним из участников в оплату своей доли вносилось имущество по цене, установленной независимым оценщиком. Необходимо ли при выходе этого участника из Общества для выдачи ему внесенного имущества делать его повторную оценку?

Не приведет ли повторная оценка к увеличению или уменьшению стоимости доли?

Ответ: Участник общества с ограниченной ответственностью (далее - общество), согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), вправе в любое время выйти из Общества независимо от согласия других его участников или общества.

В случае выхода участника из Общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из Общества. При этом, Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале Общества, определяемую на основании данных его бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе, или с согласия этого участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале Общества действительную стоимость оплаченной части доли.

Общество обязано выплатить участнику действительную стоимость его доли или части доли в уставном капитале либо выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества. (п.6.1. ст.23 Закона №14-ФЗ).

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, каким образом следует определять стоимость имущества, передаваемого учредителю организации, при его выходе из состава учредителей.

В Письме Минфина России от 15.11.2005 N 03-03-04/1/355 изложена точка зрения Минфина России по вопросу определения в целях налогообложения прибыли стоимости имущества, передаваемого учредителю при его выходе из состава учредителей организации. Согласно указанному Письму действительная стоимость доли участника, а также стоимость имущества, выдаваемого при выходе участнику общества с его согласия, должны определяться на основании данных бухгалтерской отчетности. 

При этом стоимость имущества, выдаваемого в натуре при выходе участника из состава учредителей, должна быть подтверждена заключением независимого оценщика. Оценка должна быть произведена после подачи участником  заявления о выходе из Общества и получения согласия участника о выдаче действительной стоимости его доли имуществом.

Соответственно, в том случае, если стоимость выдаваемого имущества (по данным независимого оценщика) меньше действительной стоимости доли выходящего участника, у организации образуется внереализационный доход, подлежащий обложению налогом на прибыль.

Поясните каков порядок применения налоговых вычетов по НДС по капитальным вложениям, осуществленным в виде разработки проекта энергоснабжения здания, согласования проекта, прокладки линии кабеля и пусконаладки электрических сетей:

Ответ:  Порядок применения налоговых вычетов по НДС установлен статьей 172 НК РФ. 

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком работ. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении работ на территории РФ, после принятия на учет указанных работ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

 Перечисленные в запросе виды капвложений относятся к работам, выполняемым в рамках капитального строительства (строительство новых объектов, расширение, реконструкция и техническим перевооружение действующих объектов).

Следовательно, применение налогового вычета НДС по работам, выполняемым специализированными организациями, регулируется также  п.6 ст. 171 НК РФ, а именно «Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства».

Таким образом, основными условиями применения налогового вычета НДС по работам, связанным с капитальными вложениями являются:

  • наличие счета-фактуры;
  • наличие соответствующих первичных документов;
  • факт приобретения налогоплательщиком работ,
  • оприходование товаров (работ, услуг) в учете предприятия.

При совпадении всех вышеуказанных условий у налогоплательщика возникает право на применение налогового вычета НДС, предъявляемого контрагентами по мере создания объекта основных средств, отдельно по каждому виду (этапу) работ.

В рассматриваемой ситуации, когда речь идет о применении налогового вычета по приобретенным работам по созданию объекта основных средств, под моментом принятия на учет выполненных подрядными организациями работ следует понимать их отражение в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Исходя из вышеизложенного, в книге покупок подлежит регистрации каждая счет-фактура, полученная от подрядчиков, в тех периодах, когда возникает право на применение налогового вычета по НДС.

Разъясните порядок налогообложения и бухгалтерского учета операций по выплате материальной помощи, в размере превышающем 4000 руб. 

Ответ:  Согласно пп.3 и 11 п.1 ст. 9 Федерального Закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;
  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.

Таким образом, если выплата материальной помощи не связана с вышеуказанными целевыми видами материальной помощи, величина оказанной материальной помощи превышающая размер 4000 руб. на каждого работника за расчетный период облагается страховыми взносами во внебюджетные фонды.  В соответствии со ст. 10 Закона 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Следовательно, исключение из базы по начислению страховых взносов при выплате материальной помощи производится в размере 4000 руб. один раз в год на каждого конкретного работника, получившего материальную помощь.

В бухгалтерском учете операции по начислению материальной помощи в любом размере и страховых взносов с нее отражаются следующим образом:

    • Дт 91-2 (Расходы не принимаемые при налоге на прибыль)
    • Кт 70 – начислена материальная помощь работнику
    • Дт 70
    • Кт 50 – выплачена материальная помощь
    • Дт 91-2 (Расходы не принимаемые при налоге на прибыль)
    • Кт 69 (субсчета по видам страховых взносов) – начислены взносы во внебюджетные фонды.


Вопрос: сотрудниками нашей организации самостоятельно разработана форма бланка путевого листа, на основе унифицированной формы, но с существенными изменениями. Может ли бухгалтерская служба вести учёт по такому первичному документу? Какое ваше мнение по поводу электронного документооборота путевых листов и какова процедура его внедрения? Будут ли приняты налоговыми органами расходы на ГСМ, оформленные самостоятельно разработанными бланками путевых листов?

Ответ: В ответ на Ваш запрос об использовании бланка путевого листа, разработанного самостоятельно, доводим наше профессиональное суждение.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с данным законом издан Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов заполнения путевых листов» (далее – Приказ №152). Согласно подпункту 2 пункта 7 Приказа № 152 к обязательным реквизитам путевого листа, в том числе, относятся сведения о дате (число, месяц, год), времени (часы, минуты) и проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Пунктом 16 Приказа № 152 установлено, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества. Приказ № 152 также устанавливает, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. При этом путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон № 196-ФЗ) юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Пунктом 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе, заключается в проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. На основании статей 212 и 213 Трудового кодекса РФ проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Так как перевозка пассажиров не является для Вашей организации основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров оно может быть привлечено на основании статьи 5.27 "Нарушение законодательства о труде и об охране труда" КоАП РФ. Сумма штрафа в этом случае может достигнуть 50 000 рублей, для должностного лица – 5 000 рублей.

В соответствии с п. 8 Приказа N 152 на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов грузовым автотранспортом. Решение о внесении в форму путевого листа изменений должно быть оформлено организационно-распорядительным документом, а сама измененная форма должна содержаться в приложении к приказу по учетной политике организации. Одновременно, следует учитывать, что путевой лист является первичным документом, на который распространяются требования ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, в которой перечислены обязательные реквизиты первичного учетного документа.

Исходя из вышеизложенного, разработанный самостоятельно путевой лист должен содержать в себе все обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона № 402-ФЗ, а также в разделе 2 Приказа № 152. При анализе образца бланка путевого листа, предоставленного для подготовки настоящего ответа, нами установлено отсутствие следующих обязательных реквизитов:

  1. тип транспортного средства: легковой, грузовой и т.п.
  2. сведения о собственнике транспортного средства: номер телефона
  3. дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

При условии дополнения самостоятельно разработанного бланка путевого листа вышеуказанными реквизитами данный первичный учетный документ будет возможно использовать в производственных и учетных целях. Об этом свидетельствуют также ряд разъяснений, подготовленных в разное время налоговыми органами, например, Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308 «О применении самостоятельно разработанной формы путевого листа для учета расходов в виде стоимости израсходованных ГСМ в целях налогообложения прибыли».

По нашему мнению, предрейсовый и послерейсовый медосмотры должны проходить все лица, управляющие транспортным средством, а не только сотрудники, занимающие штатные должности водителей. Это следует из пункта 1.2. Постановления Совета министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» в котором дано следующее определение: "Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством... Согласно пункту 2.1. вышеуказанного Постановления водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе в установленных случаях путевой лист. Следует иметь в виду, что на основании пункта 2 статьи 12.3. КоАП управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Формирование путевого листа в виде электронного документа представляется невозможным, поскольку во первых оформленный бланк путевого листа должен находиться у водителя и предъявляться им по требованию сотрудников ГИБДД, транспортной инспекции, иных должностных лиц, имеющих такие полномочия. Во вторых, при электронной форме документа невозможно соблюдение вышеуказанных требований о наличии ряда обязательных реквизитов, таких как: подписи руководителя подразделения, водителя; штамп медработника с подписью; дата и время прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Следовательно, путевой лист, оформленный в электронном виде не будет являться первичным учетным документом, подтверждающим признание в налоговом и бухгалтерском учете расходов на ГСМ.